Метод кейса в обучении русскому языку и литературе. Урок литературы с элементами кейс-технологий Готовые кейсы по литературе

Список литературы и источников готовых кейсов

1. Амренова М.М. Новые подходы к развитию физической культуры / М.М.Амренова, Т.В.Степкина // статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 9, 2003.

2. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций. / Л.Б.Барнс, Р.К.Кристенсен, Э.Дж. Хансен. – М.: Гардарики, 2000. - 502с.

3. Бринкендорф Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет. – М.: Hippo, 2005. -224с.

4. М. Буравой Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж, № 10 – 11, 1997.

5. Виханский О.С. Российский менеджмент. Учебное пособие для вузов. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту./ О.С.Виханский, А.И.Наумов, А.М.Зобов. – М.: ГАУ,1997.

6. Возможности кейс-методов в развитии панорамно-педагогического мышления / И.И. Черкасова// статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 6, 2007.

7. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Выпуск 2. с. 169-194.

8. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии. \ под ред. Г.Н. Прозументовой Томск 2003

9. Использование кейс-технологии в профессиональном образовании / Г.С. Стуканова // статья в журнале «Приложение к журналу Среднее профессиональное образование» № 8, 2007.

10. Использование кейс-технологии на занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / Т.Н. Банникова // статья в журнале «Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование» № 9, 2009.

11. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. – Томск, 2007.

12. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры. Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М.: издательство РАГС, 1997.

13. Кейс-технология обучения / Т.В. Могузова // статья в журнале «Профессиональное образование № 5, 2004.

14. Кейс-метод при проведении практического занятия / И.Б. Поперняк // статья в журнале «Специалист» № 4,2005.

15. Кейс-технология в работе с молодыми специалистами / Н.В. Нестерова// статья в журнале «Методист» № 5, 2010.

16. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений / С.Ю, Темина // статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 1, 2010.

17. Козина И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. 1995. N5-6, c.65-90.

18. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. № 10-11. С. 177-189.

19. Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления. Менеджмент, 1995, №1, с.8-11.

20. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999г.

21. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг. - 1999.-№5 с. 113-120; №6. с. 117-123.

22. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

23. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография. Под ред Г.Н. Прозументовой. Томск. Изд-во Том. Ун-та 2005 г.

24. Применение кейс-метода на занятиях / Т.В. Савостина // статья в журнале «Специалист» № 4, 2009.

25. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE - технологий, Компьютерра, №13-15, 2000г.

26. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г.

27. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study: М.- сборник "Инновации в российском образовании", ВПО, 2000г.

28. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода \ под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития 2002г.

Кейс-метод на уроках литературы

Системно-деятельностный подход в обучении является основополагающей технологией ФГОС. Основная идея такого подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, обучающиеся «добывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя «искать» новые методы и формы обучения. Одной из эффективных современных технологий деятельностного типа является обучение кейс-методом. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Процесс обучения с использованием кейс-метода позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, формировать универсальные учебные действия, индивидуализировать учебный процесс. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений происходит в результате активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, проблемных ситуаций, практических задач.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Учащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. При этом в кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, и, как правило, она не имеет однозначного решения. Учащиеся должны проанализировать предложенную ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, опираясь на собственный опыт. Результат решения кейсов может быть представлен в виде доклада, отзыва, презентации, буклета, защиты проекта, сочинения, эссе, устного выступления и т.п.

Использование кейс-метода в изучении литературы оправдано тем, что обучающиеся приобретают умения работать в сотрудничестве, анализировать, аргументированно представлять свою точку зрения, применять логические универсальные учебные действия. Применение этого метода целесообразно ещё и потому, что позволяет формировать практические умения решать проблемы в реальной жизни, учит учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения этих проблем.

Примеры кейс-заданий на уроках литературы

  1. Н.В.Гоголь «Мёртвые души», М.Лермонтов «Герой нашего

времени». Теория литературы: психологический портрет.

Задание: Представьте, что вы психологи. Прочитайте «разбросанный» портрет литературного героя, «сложите мозаику» и определите внутреннюю суть этого персонажа, охарактеризуйте её, основываясь только на психологическом портрете.

  1. А.П.Чехов «Хамелеон». Теория литературы: сюжет.

Задание: Представьте, что такая история случилась сейчас. Подумайте, где она могла произойти, кем по роду занятий могли быть действующие лица, какие положения в обществе они могут занимать? Напишите мини-сочинение на тему «Современный Очумелов».

  1. Особенности эпистолярного жанра. Письма великих русских

писателей – И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Н.В.Гоголя и др. Теория литературы: эпистола, эпистолярный адресат, адресант.

Задание: Напишите письмо с разными целевыми установками одному из литературных героев: а) поступки которого вы осуждаете; б) к которому бы вы хотели обратиться с просьбой; в) другие варианты.

  1. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Теория литературы: проблематика

литературного произведения, литературный герой.

Задания: 1) Сопоставьте высказывания В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского, М.Бахтина, Г.Макогоненко, В.А.Кожевникова об общем смысле, главных проблемах романа «Евгений Онегин». Какое из определений смысла романа отвечает вашему восприятию этого произведения. Свое мнение обоснуйте.

2) Прочитайте высказывания критиков и литературоведов об Онегине и проследите за доводами, которыми они обосновывают свой взгляд на героя. Представьте себя в роли оппонента в споре об Онегине, ваша позиция в этом споре, ваша версия жизненного пути Онегина?

  1. М.Ю.Лермонтов. Лирика. Теория литературы: лирический герой.

Задание: Согласны ли вы с оценкой Е.А.Маймина стихотворения «Дума». Расскажите о своем впечатлении после первого прочтения стихотворения.

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Теория литературы:

Внутренний монолог, психологический пейзаж.

Задание: Перечитайте внутренний монолог Печорина (повесть «Княжна Мери») и проанализируйте внутреннее состояние Печорина, выявите мотивы его действий и поступков. Представьте себя на месте главного героя. Возможно ли было поступить по-другому в отношении Грушницкого, Мери, Веры?

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», А.С.Пушкин

«Капитанская дочка», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» и другие.

Задание: Создайте дневник литературного героя. Постарайтесь перевоплотиться, «вжиться» в характер, образ мыслей, поступков героя, от имени которого вы будете делать дневниковые записи. Прежде чем начнёте работу, внимательно перечитайте реплики героя, выпишите основные темы его высказываний, раздумий, составьте хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой (Дневник Максима Максимыча, Дневник Веры, Дневник Грушницкого, Дневник княжны Мери, Дневник Маши Мироновой, Дневник Петра Гринёва, Дневник Наташи Ростовой, Дневник Евгения Базарова, Дневник Родиона Раскольникова и т.п.).

  1. И.А.Гончаров «Обломов». Теория литературы: литературный герой.

Задание: Познакомьтесь с мнениями разных критиков и литературоведов об Обломове. У вас сложился свой взгляд на этого героя. Сформулируйте и обоснуйте его в мини-сочинении: «Я об Обломове».

  1. М.Горький «На дне». Проблема гуманизма в пьесе.

Задание для работы в парах: Сочинение «на двоих» в форме диалога на тему: «Что лучше: утешительная ложь или горькая правда».

  1. М.Е.Салтыков-Щедрин «Сказки». Теория литературы: стилизация,

имитация. Задания: 1) Развейте ситуацию в «духе Салтыкова-Щедрина».

2) Напишите сказку – стилизацию «Пропала доброта» в писательской манере С.-Щедрина, опираясь на сказку «Пропала совесть».

  1. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». И.С.Тургенев

«Бирюк». Рассказы Чехова. Теория литературы: портрет литературного героя и способы его создания в произведении.

Задание: Создайте словесный портрет друга в стилистической манере одного из писателей.

  1. Обзорное изучение творчества писателей и поэтов.

Задания: 1) Составьте портфолио писателя (поэта). Основные разделы: годы жизни, образование, интересные факты из жизни (творчества), современники (композиторы, художники и др.), наиболее известные произведения, основные темы творчества, жанровое своеобразие творчества, писатель (поэт) в литературной критике. Дополните портфолио своими разделами.

2) Придумайте визитную карточку писателя (поэта).

  1. Творчество А.П.Чехова. Задание: 1) А.П.Чехов писал: «Тогда

человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…». Каким должен и не должен быть человек в представлении писателя? Докажите свои рассуждения примерами из текстов. Составьте таблицу о положительных и отрицательных качествах человека по произведениям А.П.Чехова. 2) Чехов сравнивал писателя со свидетелем на суде. Долг свидетеля: правдиво и честно сообщить всё, что известно по делу. И чехов перед судом читающей России давал свои правдивые показания. Выступите в роли этого свидетеля. Что хотел показать Чехов?

  1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Проблема чести в повести.

Задание: Устарело ли понятие чести в современном обществе? Так ли мы понимаем слово честь, как понимали его во времена А.С.Пушкина? Как сегодня можно защитить свою честь? Напишите другу (можно воображаемому) письмо этического содержания о том, как не потерять честь и достоинство.

  1. Итоги летнего чтения. Задание: Представь, что ты маркетолог.

Каждое задание сопровождается пакетом информационных материалов и/или ссылками на интернет-источники, с которыми необходимо познакомиться перед выполнением кейс-задания.

Кашина Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Троицкая СОШ № 5»



Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»; возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании


Структура педагогической технологии Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели


Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) обучение поиску единственно верного решения кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) первый сборник кейсов в 1921 году Манчестерская школа (европейская) многовариативность решения искомой проблемы кейсы небольшие по объему


Глоссарий Кейс (от англ. «case» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).


Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) Предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.


Технология использования метода case stady разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.


Кейс - технологии метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. игровое проектирование; метод дискуссии.


Кейс -метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.




Типы и функция кейсов тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров); обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы); аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов); исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)


Схема создания кейса Определение раздела учебной программы. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техники работы с данным кейсом. Определение желаемого результата (лист оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения


Уровни сложности кейсов 1 уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ Сравните, найдите точки соприкосновения и различия Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение


Этапы урока Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.


Действия учителя в кейс- технологии Создание кейса или использование уже имеющегося. Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек). Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. Организация работы обучающихся в группах. Организация презентации решений. Организация общей дискуссии. Обобщающее выступление, анализ ситуации. Оценивание обучающихся.


Работа с кейсом учитель Организует предварительное обсуждение Делит на группы Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями Оценивает работу учащихся Оценивает принятые решения и поставленные вопросы ученик Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие Принимает решение или участвует в принятии решения Составляет письменный отчет о занятии по данной теме


Каким должен быть кейс интересным, написанным простым и доходчивым языком; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.


Примеры кейсов 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.


Примеры кейсов Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.


Карта оценки учителем навыков работы с кейсом Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи


Работа учителя с картой оценки К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.


Преимущества кейс - технологии обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.


Казюлина Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы

Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.

Цели кейс–метода заключаются в:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения;
  • повышении мотивации к учебному процессу;
  • отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  • приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура и содержание кейса:
  • предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;
  • подробное описание спорных ситуаций;
  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
  • учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;
  • режим работы с кейсом;
  • критерии оценки работы по этапам.
Кейс-методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.
При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

И все же, думается, не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.


Список литературы
  1. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
  2. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
  3. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  5. Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/
  6. Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37

Г. ВОРОНЕЖА

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла

Русский язык и литература

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией

По теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Выполнил:

Абрамова О. В.

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы с использованием кейс-технологии по теме: «Творчество

А. С. Пушкина»

Краткая аннотация урока: данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Тип урока: урок обобщения и повторения.

Вид урока- урок-игра «Умницы и Умники».

Методическое обоснование выбора метода кейс-технологии. Технологические особенности метода кейс-технологии состоят в том, что она, являясь разновидностью исследовательско-аналитической технологии, органично включает в себя и технологию коллективного обучения, и технологию развивающего обучения, и технологию создания успеха.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Учителю

Ученикам

Организация гибкого учебного процесса

Работа с дополнительным материалом

Возможность организации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Возможность самому готовить учебный материал

Развиваются навыки подбора материала

Общение с другими учащимися в группе

Освоение современных информационных технологий

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта;
  • Познакомить учащихся с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта;
  • Заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения работать с литературно-критическими материалами;
  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству поэта;
  • Развитие умения воспринимать информацию;
  • Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
  • Научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
  • Развитие критического мышления;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Осуществление системно-деятельностного подхода;
  • Формирование УУД(личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения работать в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и уважения к литературе;
  • Воспитание ценностного отношения к слову;
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
  • Воспитание чувства любви к Родине;
  • Формирование навыков публичного выступления;
  • Развитие коммуникативных УУД:
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

  • Личностных:
  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • Метапредметных:
  • Регулятивных:
  • постановка учебной задачи;
  • умение работать в группе;
  • стуктурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
  • Познавательные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • использование различных источников информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • Коммуникативных:
  • умение слушать и вести диалог;
  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Предметных:
  • В познавательной сфере:
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение;
  • Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  • В ценностно-ориентационной сфере:
  • Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • Формирование собственного отношения к творчеству А. С, Пушкина;
  • Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
  • В эстетической сфере:
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • Эстетическое восприятие произведений литературы;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • Компьютерная презентация, содержащая все этапы урока и кейсы с заданиями;
  • Распечатанные кейсы с заданиями и приложениями, выполненные в формате А4.

Игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина.

Проводится в среди учащихся 6 классов с учетом изученных ими к этому времени произведений.

Ход игры.

Агон 1. Биография поэта.

  1. Задание командам «Кейс №1. Устраните ошибки в тексте». Учащимся представлен текст, содержащий некоторые факты из биографии А. С. Пушкина. В нем допущены неточности, которые нужно устранить. Побеждает команда, нашедшая и устранившая наибольшее количество ошибок. За каждую устраненную неточность присуждается 1 балл. На выполнение задания дается 5 минут.

Кейс №1.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, на месте его ныне – памятник великому поэтому (Пушкинская площадь).

Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский Лицей.

На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе». Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Друзьями Пушкина в лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов. Окончив Лицей, Александр Сергеевич устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество «Арзамас», названное так по городу, где оно появилось.

Ключ. А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его - школа, недалеко – памятник мальчику Пушкину. Известным литератором был дядя Пушкина, которого действительно звали Василий Львович. В Царскосельский Лицей Пушкин поступает в 1811 – ему 12 лет.

«Воспоминания в Царском Селе» Пушкин читает в присутствии Державина, которого зовут на самом деле Гавриилом Романовичем. И происходит этот не на выпускном, а на переводном экзамене – 8 января 1815 года. Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет, но по прочтении не «Воспоминаний в Царском Селе», а поэмы «Руслан и Людмила».

Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин и Кюхелбекер.

Окончив Лицей Пушкин зачисляется в Коллегию Иностранных дел. В поэтическое общество «Арзамас» Пушкин вступает ещё будучи лицеистом. Название литературного общества, ориентированного на полемику с «Беседой любителей русского слова» лишь косвенно связано с названием уездного города Арзамас, расположенного далеко от столиц и ценного именно этим своим качеством.

  1. Реализация домашнего задания. Конкурс капитанов. «Кейс №2. Пушкинская эпоха» (Задание получено заранее).

Какое историческое время мы называем пушкинской эпохой? Попробуйте представить себя московским барином(барыней), крепостным крестьянином, петербургским чиновником. Опишите свои занятия в течение дня.

Пояснение по ведению игры №1. Задания первого блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над Кейсом №1, капитаны презентуют домашнее задание. Выполнение домашнего задания оценивается по пятибалльной системе.

  1. Задание. Блиц – игра «Чей портрет?». Ребятам демонстрируются слайды с изображением А. С. Пушкина и людей из его близкого окружения. Задание предполагает ответ на вопросы: «Кто изображен на портрете?» или в случае с портретами поэта: «Кто автор этих живописных полотен?» Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
  1. А. С. Пушкин. 1827 год. Орест Адамович Кипренский;
  2. А. С. Пушкин. 1827 год. Василий Тропинин.

Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.

Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная ясность образа.

Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом..."

  1. Н. Н. Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором- Ланская; акварель А. П. Брюлова 1831-1832.
  2. В. А. Жуковский. 1783-1852. Поэт. Друг А. С. Пушкина. 1838 год. К. Брюллов.
  3. И. И. Пущин. 1798 – 1859. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина. Николай Ге. 1875 год.
  4. В. Кюхельбекер.1797 – 1847. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина.
  5. Жорж Шарль Дантес, после усыновления де Геккерен.1812-1895. 1830 год. Неизвестный художник.
  6. Г. Р. Державин 1747-1816. Поэт. Государственный деятель. Сенатор. Портрет кисти В. Боровиковского 1795 год.

«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Сказано об экзамене в Императорском лицее, что запечатлен на картине И. Е. Репина.

В январе 1815 года в Царскосельском лицее состоялись переводные экзамены из младшего класса в старший. В присутствии Державина читались его стихи; он слушал с живостью необыкновенной. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от маститого поэта. «Я не в силах описать состояние души моей, - вспоминал позднее Пушкин. - Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». По свидетельству И.И. Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову».

Юноша-поэт произвел сильное впечатление на Державина. «Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», - говорил он С. Т. Аксакову.

Агон 2. Сказки А. С. Пушкина. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».

  1. Задание командам. «Кто перед вами?». Определите героев пушкинских сказок по их словам. Как речь героев характеризует их? За каждый правильный ответ 1 балл, за пояснение – 1 балл.
  1. Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

Как тягаться ей со мною,

Я в ней дурь-то успокою!

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царица.

  1. Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царевна.

  1. Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море,

Это горе – все не горе…

«Сказка о царе Салтане…». Царевна-лебедь.

  1. Что тут дивного? Ну вот!

Белка камушки грызет!

«Сказка о царе Салтане…».Ткачиха.

  1. Реализация домашнего задания. Кейс №3. Что привлекает А. С. Пушкина в русском народном творчестве? Прокомментируйте слова Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Задание оценивается по пятибалльной системе.
  2. Творческое задание. Инсценировка эпизода из сказки А. С. Пушкина. Выбор эпизода может осуществляться как участниками, так и учителем. Конкурс оценивается по пятибалльной системе (возможны дополнительные баллы за особый артистизм, декорации и костюмы)

Агон 3. Роман «Дубровский».

  1. Реализация домашнего задания №1. Кейс №4. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значимые:

Честь – достоинство – месть – ненависть – любовь – благородство – приключение – страдание – деньги – красота – искусство – обжорство – смерть.

Свой ответ аргументируйте. Задание оценивается по пятибалльной системе.

  1. Реализация домашнего задания №2. Кейс №5. Почему А. С. Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)? Задание оценивается по пятибалльной системе

Первоначально Пушкин собирался отправить Дубровского в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина - автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу - не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.

Пояснение по ведению игры №2. Задания третьего блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над выполнением задания кейса №4, капитаны презентуют домашнее задание, заключенное в кейсе №5. Оба задания оцениваются по пятибалльной системе.

  1. Брейн-ринг по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

Пояснение по ведению игры «Брейн-ринг». Команды отвечают на вопросы по очереди. На размышление дается 20 секунд. Если у одной из команд нет ответа или он неправильный, вопрос переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

  1. Покровское, Кистеневка, Арбатово – Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.
  2. «Всегдашние занятие его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?
  3. Как звали отца Владимира Дубровского?
  4. Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?
  5. Какой чин был у Троекурова?
  6. Что отвечает отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?
  7. Кто такой Тимошка?
  8. Как звали псаря, обидевшего Дубровского?
  9. «…я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а » Вставьте в письмо Троекурова пропущенное слово.
  10. Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?
  11. Узнайте героя по описаниям:
  1. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний».
  2. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;
  3. «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах»;
  4. «Толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»;
  1. Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?
  2. Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
  3. Основное занятие Маши Троекуровой.
  4. Чему должен был учить француз Сашу?
  5. «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?
  6. «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?
  7. Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маши Троекуровой в то время, на которое приходятся основные события романа?
  8. «…красная шкатулка была точно пуста, деньги некогда в ней хранимые, перешли…» Куда подевались деньги? Чья была шкатулка?
  9. Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?
  10. Сколько лет было Верейскому?
  11. Какую песню любил насвистывать Троекуров?
  12. «…оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?
  13. « Славная весть, - сказал ему Кирила Петрович, - я поймал Дубровского» о каком эпизоде идет речь?

Ответы к брейн-рингу.

  1. Покровское - имение Троекурова; Кистеневка – имение Дубровского, Арбатово-

Имение Верейского;

  1. О Кириле Петровиче Троекурове.
  2. Андрей Гаврилович.
  3. Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский
  4. Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.
  5. «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
  6. Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.
  7. Псарь Парамошка.
  8. …старинный дворянин…
  9. «Дубровский …решился …проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще.
  10. 1) заседатель Шабашкин; 2) Андрей Гаврилович Дубровский; 3) мать Владимира Дубровского; 4) Спицын.
  11. Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.
  12. Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.
  13. Чтение романов.
  14. Грамматике и географии.
  15. О «шутке» с медведем.
  16. Троекуров Спицыну.
  17. Дубровскому 22 года (23-й), Маше – 17 лет.
  18. «…в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.
  19. Три недели.
  20. Около пятидесяти.
  21. «Гром победы раздавайся».
  22. Митя.
  23. Эпизод, связанный с Митей.

Агон 4. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». Творческий конкурс.

Пояснение по ведению игры. Последний агон предполагает индивидуальную работу учащихся: за каждый правильный ответ ученики получают Орден «Умник» и балл, присуждаемый команде.

Задание 1.Вставьте в стихотворные отрывки недостающие слова.

  1. Что ты, баба, …объелась?
  2. Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я…

  1. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла

«…».

  1. Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего …

  1. Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег…навстречу мне

Только…

Попадаются одне.

  1. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как…

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

  1. Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «…».

  1. Там лес и дол видений полны;

Там… прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

… из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Ответы на задание 1.

  1. Белены
  2. Невеста
  3. «Как же долго я спала!»
  4. Своего веретена.
  5. Версты полосаты.
  6. Бледное пятно.
  7. «Давай улетим!»
  8. О заре; чредой.

Задание 2. Музыкальный конкурс. Известно, что многие произведения

А. С. Пушкина вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений. Цель данного конкурса – узнать, насколько хорошо ребята знакомы с этими музыкальными произведениями.

  1. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра.
  2. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». «Марш Черномора».
  3. Римский-Корсаков к «Сказке о царе Салтане». «Полет шмеля».
  4. Георгий Свиридов. «Метель». Вальс.
  5. Георгий Свиридов. «Метель». Романс.

Домашнее задание: проиллюстрировать одно из прочитанных в 6 классе произведений.


Понравилось? Лайкни нас на Facebook