Сетевой эмулятор. Unetlab – отличная замена GNS3 и Cisco Packet Tracer! Институт Информационных Технологий и Коммуникаций

3 На сегодняшний день существуют три эмулятора оборудования Cisco VIRL, GNS3 и UNetLab. Давайте пробежимся по их функционалу для сравнения их достоинств и недостатков.

Оригинал статьи: Сравнение UNetLab с VIRL и GNS3

Легальность

GNS3 и UNetLab требуют, чтобы вы раздобыли Cisco IOS самостоятельно. Такая серая схема, может нарушить условия использования Cisco IOS, которая удерживает некоторых пользователей от GNS3 или UNetLab. Со своей стороны, Cisco VIRL лицензирован на использование Cisco IOS и уже поставляется с некоторыми образами IOS внутри. Дадим VIRL один флажок.

Поддержка Serial интерфейсов

Первое что выделяется – это поддержка Serial интерфейсов. VIRL не поддерживает Serial интерфейсы, но возможен вариант в будущих релизах.. GNS3 и UNetLab имеют поддержку Serial интерфейсов. Поэтому GNS3 и UNetLab получают по одному флажку.

Поддержка дополнительного Cisco оборудования.

VIRL поддерживает из Cisco только IOS-XR, IOS XE, NX-OS, и классические IOS (vIOS-L2 и vIOS-L3). Так же в VIRL возможно загрузить образ ASAv.
GNS3 поддерживает классический IOS (Dynamips), также с помощью интеграции с QEMU возможно использование Cisco VIRL образов, Cisco ASAv, XRv.

Однако для GNS под Windows вас ждут разные неприятности, например запустив образ vIOS-L2/L3 (в GNS уже есть готовый шаблон для него), вы с удивлением обнаружите, что если в настройках укажите количество интерфейсов больше 8, то образ не запуститься.
Кроме того, QEMU под Windows ограничена 2Gb RAM. Это приводит к тому, что могут возникнуть проблемы с запуском таких образов как Cisco XRv и Cisco CSR1000v. Например CSR1000v требует 3G RAM. Можно попробовать выставить меньше, но все интерфейсы будут в состоянии DOWN. Количество линков в QEMU GNS также ограничено в 16, т.е это максимальное число соединений к одному QEMU устройству. Больше информации можно найти на сайте разработчиков UNL в разделе Differences between current UNetLab and GNS3 1.3.3

Также для работы образов Cisco IOL/IOU требуется отдельная виртуальная машина.

В свою очередь UNetLab поддерживает самую широкую линейку как Cisco оборудования, так и оборудование других вендоров. Вы можете запускать Cisco IOL-образы, образы из VIRL (vIOS-L2 и vIOS-L3), образы Cisco ASA Firewall, Cisco IPS, XRv и CSR1000v, образы dynamips из GNS, образы Cisco vWLC и vWSA,

Здесь мы отдадим флажок UNetLab

Поддержка других вендоров.

Есть несколько вендоров, оборудование которые можно интегрировать в среду GNS3. Но GNS3 не афиширует интеграцию с кем-либо, хотя имея интерфейс взаимодействия с QEMU, теоретически возможно реализовать Nested Virtualization и запускать образы, предоставленные вендорами для работы под VmWare. На практике же можно столкнуться со сложностями или существенными ограничениями интеграции того или иного оборудования в GNS3. Например коммутатор Arista EOS в GNS3 под Windows ограничен только 8 интерфейсами, хотя сам образ поддерживает 25.

Однако если сравнивать с UNetLab, то в последнем официальная поддержка наиболее широкая – Juniper, Extreme, Fortinet, HP, Checkpoint, Palo Alto, Arista, Alcatel, Citrix, MS Windows.

VIRL также не афиширует интеграции с кем-либо, хотя это может быть возможно, например поддержка Arista vEOS, Fortinet FortiGate, Juniper, Palo Alto, Windows. .

Внеполосное управление (OOB Access)

И VIRL и GNS3 и UNetLab поддерживют OOB доступ к CLI. Однако в UNetLab , вам не обязательно необходимо находиться на том же самом PC на котором запущена VM. Вы можете запустить VM UNetLab на одном PC или на ESXi, a ваша любимый терминал Putty или SecureCRT на любом удаленном клиенте – хоть из дома, хоть из гостиницы - из любого места. По флажку получают все.

Прелоад конфигураций.

Это то, что GNS3 делать не умеет. Это то что умеет делать VIRL – функция AutoNetKit. UNetLab умеет это делать частично, только для IOL и Dynamips образов. Поэтому VIRL зарабатывает свой флаг.

Многопользовательский функционал (Multi User).

Начиная с версии UNetLab 0.9.54 появился многопользовательский функционал. На одной и той же VM, авторизованные пользователи могут создавать свои собственные стенды независимо друг от друга, а также совместно работать с общим стендом, который разделяют несколько пользователей одновременно. При этом пользователи запускают узлы общего стенда также независимо друг от друга. Данный режим идеально подходит для обучения.

Подобный функционал ни в GNS3 ни в Cisco VIRL не поддерживается. UNetLab забирает флаг себе

Стоимость

Cisco VIRL стоит почти 200$ за Personal Edition. Подписка годовая. Но даже купив лицензию, вы все равно остаетесь с ограничением в 15 Cisco устройств. К слову, надо отметить, что образы других вендоров можно запускать без ограничений. GNS3 и UNetLab – бесплатные продукты. Вы можете сделать добровольное пожертвование для развития продуктов если пожелаете. Кроме того сделав пожертвование в UNetLab вы также получите полную поддержку по установке использованию продукта от разработчиков, доступ к самым последним версиям и приоритетную разработку feature request. Но тем не менее только GNS3 и UNetLab получают по флажку.

Заключение:

В заключении хотелось обратить внимание на некоторые особенности работы UnetLab по сравнению с GNS:

  1. GUI в UNetLab предоставляется через Web-интерфейс, в тоже время в GNS - нужно инсталлировать клиента
  2. GUI в UNetLab поддерживает добавление своих изображений топологии с активными линками на работающие устройства. В GNS такая поддержка практически отсутствует (за исключением подложки между фоном и изображениями устройств - но выглядит очень коряво).
  3. В UNetLab отсуствует ограничение по памяти RAM для QEMU. В GNS Windows вы ограничены 2Gb
  4. В UNetLab Нет ограничения по количеству линков между устройствами. В GNS3 вы ограничены 16 линками в QEMU
  5. В UNetLab все устройства работают внутри одной VM. В GNS3 вам нужна отдельная VM для запуска IOL образов
  6. В VM UNetLab могут работать несколько пользователей одновременно. GNS3 - строго одно-пользовательская система.

Подведем итог: По легкости использования, функционалу, поддержке оборудования победа на сегодняшний день уходит в UNetLab.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Астраханский Государственный Технический Университет

Институт Информационных Технологий и Коммуникаций

Кафедра «Информационная Безопасность»

Лабораторный практикум по основам организации защищенных сетей на основе оборудования cisco с использованием программного эмулятора Cisco Packet Tracer

Методическое пособие по дисциплине «Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности»

для студентов специальности 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем»

Астрахань 2011

Составители: Савельев А.Н., к.т.н., доцент кафедры «Информационная безопасность»

Белов С.В., к.т.н., доцент кафедры «Информационная безопасность»

Выборнова О.Н., студентка группы ДИБ-51

Донской А.А., студент группы ДИБ-51

Соловьев Ю.Ю., к.э.н., старший преподаватель кафедры «Экономика и управление предприятием»

Рецензент: Попов Г.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Информационная безопасность»

Методическое пособие представляет собой сборник лабораторных работ по дисциплине «Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем». В лабораторных работах содержатся основные теоретические сведения, касающиеся организации защищенных IP-сетей на основе оборудования Cisco. Практические примеры реализованы с использованием программного обеспечения Cisco Packet Tracer.

Методическое пособие утверждено на заседании методического совета кафедры «___» _____________ 201_ г., протокол №______

© Астраханский государственный технический университет


Лабораторная работа №1

Обзор возможностей программного эмулятора Cisco Packet Tracer

Цель работы : получить основные понятия и знания о функционировании программного эмулятора Cisco Packet Tracer как о программном средстве эмулирования линейки программно-аппаратного оборудования компании Cisco Systems.

Теоретическое описание

Cisco Packet Tracer – это мощный программный продукт моделирования сетей передачи данных, на основе сетевого оборудования компании Cisco Systems. Программный эмулятор Cisco Packet Tracer позволяет создавать модели сетей передачи данных, администрировать виртуальное активное сетевое оборудование, использовать различные виды каналов передачи данных. Данное программное обеспечение позволяет создавать сложные макеты сетей передачи данных, проверять работоспособность их топологии. Программный эмулятор Packet Tracer дополняет учебную программу Сетевых академий Cisco, позволяя облегчить изучение сложных технических концепции и дизайна сетевых систем.

На рисунке 1.1 представлен внешний вид интерфейсного окна.

Рис. 1.1. Интерфейс эмулятора Cisco Packet Tracer

Интерфейс эмулятора Cisco Packet Tracer содержит следующие элементы:

1. Рабочая область. Область для построения и конфигурирования сетей;

2. Главное меню;

3. Главная панель инструментов;

4. Кнопка «Network Information» позволяет ввести описание текущей сети;

5. Кнопка «Contents (F1)» вызывает файл справки;

6. Общая панель инструментов. Содержит инструменты, которые часто используются в рабочей области программы:

1) «Select». Используется для выделения, перемещения и выбора объектов, устройств и неподсоединенных кабелей;

2) «Move Layout». Используется для перемещения рабочей области внутри поля логической диаграммы сети;

3) «The Place Note». Используется, чтобы добавить в рабочую область примечания;

4) «Delete». Используется для удаления объектов, устройств, примечаний и связей (кабелей);

5) «The Inspect». Позволяет посмотреть относящиеся к выбранному устройству таблицы (ARP таблицу, таблицу маршрутизации и др.);

6) «The Resize». Позволяет изменять размеры иконок устройств и объектов в рабочей области.

7. Кнопки визуального моделирования потоков данных:

7) «The Add Simple PDU». Выполняет простой ping-запрос между двумя устройствами;

8) «The Add Complex PDU». Позволяет сформировать сложные пакеты данных.

8. Вкладка «Realtime». По умолчанию Packet Tracer работает в реальном времени. На счетчике в левой части этой панели время идет так же, как и на обычных часах;

9. Вкладка «Simulation». Служит для перехода в режим моделирования. Этот режим используется для наблюдения за сетевым трафиком. При этом время контролируется пользователем. Время может останавливаться или замедляться, чтобы просматривать сетевой трафик с интенсивностью 1 пакет в единицу времени;

10. Окно наблюдения за пакетами визуального моделирования по заданному сценарию;

11. Блок сценариев. Позволяет пользователям создавать и удалять сценарии работы устройств;

12. Блок выбора модели сетевых компонент или соединений, относящихся к определенному классу (на рисунке 1.1 показаны устройства, относящиеся к классу Routers);

13. Блок выбора класса устройства или соединения;

14. Вкладка «Logic», панель инструментов «Logic». Кнопки, расположенные на данной панели, функционируют только в рабочей области вкладки «Logic»;

15. Вкладка «Phisical». Предназначена для перехода к физической рабочей области. Также имеет собственную панель инструментов. Физическая рабочая область обеспечивает физическое представление логической топологии сети, дает ощущение пространства и расположения устройств и сетей.

Построение модели сети передачи данных осуществляется перетаскиванием необходимых устройств в рабочую область. В программном эмуляторе Cisco Packet Tracer реализованы следующие типы соединений перечисленных на рисунке 1.2, а именно:

1. Автоматический;

2. Консольное соединение;

3. Прямой патч-корд (конечное сетевое устройство (персональный компьютер, сервер, сетевой принтер), маршрутизатор, точка доступа и.т.д.);

4. Кроссовый (обратный) патч-корд (персональный компьютер, сервер – персональный компьютер, сервер, принтер; активное сетевое устройство – активное сетевое устройство);

5. Оптоволоконный канал передачи данных;

6. Телефонный канал передачи данных;

7. Коаксиальный канал передачи данных;

8. Последовательный (серийный) канал передачи данных.

Рис. 1.2. Типы соединителей

Программный эмулятор Cisco Packet Tracer позволяет сохранять информацию о топологии сети и настройках сетевых устройств в файл формата *.pkt.

В качестве примера соберем простую схему сети, состоящую из двух персональных компьютеров и одного маршрутизатора. Для этого выберем и перетащим на рабочую область следующие устройства:

· в классе Routers – роутер модели 2811,

· в классе End Devices (оконечные устройства) – Generic (PC-TP).

По умолчанию персональным компьютерам присваиваются названия «PC1» и «PC2», а маршрутизатору – «Router1». Имя устройства можно изменить, щелкнув по нему левой кнопкой мышки и введя новое имя устройства.

Далее соединяем персональные компьютеры «PC1» и «PC2» с портами «FastEthernet0» маршрутизатора «Router1». Для этого выбираем тип соединения «Cooper Cross-Over» (кроссовый патч-корд), щелкаем по пиктограмме персонального компьютера «PC1», выбираем порт «FastEthernet», затем щелкаем по пиктограмме маршрутизатора «Router1» и выбираем на нем один из свободных портов «FastEthernet0» (рекомендуется назначать сетевые соединения по порядку). Так же соединяем маршрутизатор «Router1» и персональный компьютер «PC2».

В конечном итоге должна получиться схема, изображенная на рисунке 1.3. Изначально интерфейсы на устройствах отключены. Отключенные интерфейсы обозначаются красным цветом, включенные интерфейсы отображаются зеленым цветом.

Рис. 1.3. Схема сети передачи данных

Чтобы назначить сетевые реквизиты персональному компьютеру, необходимо щелкнуть по его пиктограмме, в появившемся диалоговом окне выбрать вкладку «Desktop», а в ней – «IP configuration» (рис. 1.4).

Присвоим персональному компьютеру «PC1» – ip адрес 192.168.1.2, ip адрес маршрутизатора по умолчанию (шлюз по умолчанию) 192.168.1.1, маска подсети 255.255.255.0. Персональному компьютеру «PC2» – ip адрес 192.168.2.2, шлюз 192.168.2.1, маска подсети 255.255.255.0.

Рис. 1.4. Конфигурирование персонального компьютера

В программном эмуляторе Cisco Packet Tracer конфигурирование активных сетевых устройств (маршрутизаторов, коммутаторов, концентраторов, и.т.д.) можно производить путем ввода необходимых параметров в соответствующие поля вкладки «Config». Этот метод рекомендуется не использовать, поскольку в реальных условиях конфигурирования сетевых устройств подобной возможности нет. При выполнении заданий, указанных в методическом пособии, конфигурирование следует производить во вкладке «CLI», используя управляющие команды операционной системы Cisco IOS в консольном режиме.

Первоначально необходимо перевести маршрутизатор в привилегированный режим командой enable (сокращенно – en ) – при этом консольное приглашение изменяется на символ «#». Затем переходим в режим конфигурирования с терминальной строки командой configure terminal (conf t ). В режиме конфигурирования маршрутизатора консольное приглашение оканчивается на «config-terminal». В режиме конфигурирования маршрутизатора производится администрирование его основых параметров.

Для администрирования сетевых интерфейсов маршрутизатора необходимо перейти в режим конфигурирования сетевых интерфейсов. Для перехода в режим конфигурирования сетевого интерфейса необходимо в режиме конфигурирования устройства выполнить команду:

interface название_интерфейса .

В этом режиме выполняется настройка выбранного интерфейса. Командой ip address адрес маска назначается IP адрес сетевого интефейса.

Включение интерфейса осуществляется командой no shutdown (no shut ), выключение – командой shutdown (shut) . Для информативности с помощью интерфейсной подкоманды description можно добавлять текстовый комментарий.

Состояние интерфейсов можно посмотреть, выйдя из режима конфигурирования (командой exit или нажав <Ctrl + Z> ) и выполнив команду show interface (shint ). Краткую сводную информацию о статусе всех имеющихся на устройстве интерфейсов можно получить при помощи команды show ip interface brief .

Результатом конфигурирования устройства Cisco является скрипт команд конфигурирования, интерпретируемый устройством. Текущую, или используемую, конфигурацию устройства – скрипт конфигурирования устройства – можно посмотреть при помощи команды show running-config (sh run ).

Рассмотрим пример конфигурирования маршрутизатора. Присвоим порту FastEthernet0/0 – IP адрес 192.168.1.1, маска 255.255.255.0; порту FastEthernet0/1 – IP адрес 192.168.2.1, маска 255.255.255.0 (Рис. 1.5).

Рис. 1.5. Конфигурирование маршрутизатора

В итоге интерфейсы устройств окрашиваются в зеленый цвет. Это является признаком того, что они включены и нормально функционируют.

Проверить функционирование сети можно, отправив ICMP-запрос (выполнив команду «ping ») с персонального компьютера PC1 на персональный компьютер PC2. Команду «ping » можно выполнять и на активный сетевых устройствах, например, на маршрутизаторе. В программном эмуляторе Cisco Packet Tracer отправить ICMP-запрос можно двумя способами:

1. Используя консольное приложение («Command Prompt» во вкладке «Desktop» одного из компьютеров или вкладку «CLI» маршрутизатора);

2. Используя инструмент моделирования потоков данных «The Add Simple PDU»: выбрать инструмент «The Add Simple PDU», щелкнуть по устройству-источнику запроса, щелкнуть по устройству-приемнику запроса. При успешном выполнении запроса в окне наблюдения за пакетами визуального моделирования устанавливается статус «Successful» (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Моделирование потоков данных

В операционной системе Cisco IOS, управляющую устройствами Cisco, встроена система помощи, к которой можно обратиться из режима исполнения команд. Система помощи является контекстной, что означает, что оказываемая помощь зависит от того, что пользователь пытается сделать в ОС Cisco IOS в данный момент времени. Для получения списка имеющихся опций достаточно в любое время ввести команду в виде знака вопроса (? ). Эта команда осуществит поиск доступных команд (подкоманд) и выведет их список на экран. Система помощи построена таким образом, что в левой части выводимого текста содержатся сами команды, а в правой – короткие пояснения к каждой из них.

Следует помнить, что в программном эмуляторе Cisco Packet Tracer система помощи показывает только список команд, которые могут быть смоделированы данной программой. Этот список может несколько отличаться от списка команд, доступных на реальном устройстве.

Кроме того, встроенная система помощи позволяет вводить команды не полностью, а автоматически дополняя команду до конца при нажатии клавиши Tab . Если ввести часть команды, которая не имеет несколько значений, и нажать клавишу Tab , то ОС IOS сама дополнит команду. При вводе неоднозначной команды ОС Cisco IOS не сможет ее дополнить.

1. В программном эмуляторе Cisco Packet Tracer собрать макет сети по схеме, рассмотренной выше.

2. Настроить устройства согласно вариантам;

3. Проверить доступность активных элементов сети, используя команду ping .

4. Проверить доступность активных элементов сети, используя инструмент моделирования потоков данных «The Add Simple PDU».

Варианты заданий:

Вариант Подсети
1 172.16.1.х/24; 172.16.2.х/24
2 192.168.1.х/30; 192.168.2.х/30
3 172.12.1.х/24; 172.12.2.х/24
4 192.168.1.х/24; 172.12.1.х/24
5 192.168.1.х/28; 192.168.5.х/24
6 192.168.1.х/24; 192.168.21.х/28

Контрольные вопросы :

1. Семиуровневая модель OSI.

2. Функционирование физического и канального уровней модели OSI.

3. Функционирование сетевого и транспортного уровней модели.

4. Функционирование сеансового уровня, уровней представлений и приложений.

5. Основные сведения по стандарту Ethernet 802.3u.

6. Понятие IP адреса, маски подсети.

7. Классы IP адресов.

8. Разбиение сетей на подсети, сегментирование сетей.

Лабораторная работа №2

Обзор аппаратных устройств Cisco, реализованных в программном эмуляторе Cisco Packet Tracer

Цель работы : ознакомиться с активными сетевыми устройствами, реализованными в программном эмуляторе Cisco Packet Tracer. Научиться настраивать и управлять маршрутизатором через консольный порт. Ознакомиться и настроить сетевые сервисы виртуального сервера.

Теоретические сведения

Сетевой коммутатор (свитч от англ. switch - переключатель) - это сетевое устройство активного типа, соединяющее хосты сети передачи данных в пределах одного сетевого сегмента. Коммутатор (switch) передаёт полученные пакеты не на все порты, как это делает концентратор, а непосредственно получателю, тем самым устанавливает виртуальный канал передачи данных. Сетевой коммутатор Ethernet по сравнению с концентратором (хабом) обладает увеличенной эффективностью и производительностью. За счет использования изолированных каналов передачи данных уровень сетевой безопасности повышается.

Маршрутизатор или роутер (от англ. router) - специализированное сетевое устройство, передающее пакеты сетевого уровня (уровень 3 модели OSI) между разными частями сетевой инфраструктуры на основе данных о топологии сети и определённых алгоритмов и правил.

Каждое устройство Cisco имеет консольный порт, который используется для обращения к нему с помощью непосредственно подключаемого терминала. Консольный порт часто представляет собой порт интерфейса типа RS-232C или разъем типа RJ-45 и обозначается надписью «Console» («Консоль»).

Установив физическое соединение между терминалом или персональным компьютером и устройством, необходимо произвести конфигурирование терминала для его соответствующего взаимодействия с устройством. Для этого следует настроить параметры терминала (или программы эмуляции терминала на персональном компьютере) таким образом, чтобы поддерживались следующие установки:

· Тип эмулируемого терминала – VT100;

· Скорость передачи данных – 9600 бод;

· Запрет контроля четности;

· 8 бит данных;

· 1 стоп-бит.

После проверки правильности установок следует подать на устройство питание. На экране терминала появится информация об устройстве, что свидетельствует об успешном подключении. Если сообщения на экране терминала или устройства, эмулирующего его, нет, нужно проверить соединение и удостовериться в правильности установок терминала.

Соберём схему, состоящую из 3-х персональных компьютеров, сервера, маршрутизатора и коммутатора. Для этого выберем и перетащим на рабочую область следующие составляющие сети:

· в разделе Routers – маршрутизатор модели 2811,

· в разделе Switches – коммутатор модели 2960-24,

· в разделе End Devices – персональные компьютеры Generic (PC-TP), сервер Generic (Server-PT).

Соединим устройства между собой, как показано на рисунке 2.1, и приступим к конфигурированию сети.

Рис. 2.1. Схема модели сети

В данной схеме сети используем следующие подсети:

1. Персональные компьютеры PC1, PC2 и сервер Server0, подключенные к маршрутизатору через коммутатор Switch0, и порт FastEthernet0/0 маршрутизатора Router0 представляют собой подсеть NetA;

2. Персональные компьютеры PC0 и маршрутизатор Router0 (порт FastEthernet0/1) представляют собой подсеть NetB.

В лабораторной работе настройку маршрутизатора необходимо производить через терминальное подключение с персонального компьютера PC1. Для этого соединяем PC1 и Router0 консольным соединением (на PC1 выбираем порт RS 232, на Router0 – консольный порт Console). Затем на PC1 заходим во вкладку «Desktop», выбираем «Terminal» и нажимаем «Ок». Если все проделано правильно, то в итоге подключаемся к маршрутизатору через терминальное подключение (Рис. 2.2).

Рис. 2.2. Интерфейс терминального подключения

В качестве примера подсети NetA присвоим параметры 192.168.1.0/28, а подсети NetB – параметры 192.168.2.0/28.

Назначим IP адреса сетевым интерфейсам, аналогично предыдущей лабораторной работе.

Выполнять администрирование сетевых активных устройств возможно не только через консольное подключение, но и удаленно, используя протокол telnet. Для этого необходимо сначала настроить на устройстве (маршрутизаторе) доступ для удаленных (виртуальных) пользователей. В привилегированном режиме выполним следующие команды:

Line vty 0 4

password пароль.

После этого с любого компьютера можно зайти в командную строку и ввести команду telnet IP_адрес_роутера . Если соединение удалось, то запрашивается пароль, который установлен на доступ к роутеру для удаленных пользователей. При правильном вводе пароля подключаемся к маршрутизатору (Рис. 2.3).

Рис. 2.3. Подключение к маршрутизатору по протоколу telnet

Коммутатору Switch0 также можно присвоить IP адрес. Чтобы присвоить IP адрес устройству в целом, необходимо присвоить IP интерфейсу Vlan1. Теперь коммутатору присвоен ip-адрес, и доступность его можно проверить командой ping . Коммутаторы могут работать как на 2-ом уровне сетевой модели OSI, так и на 3-ем уровне данной модели. В коммутаторах третьего уровня имеется возможность присваивать IP адреса отдельным портам. Коммутаторы 3-го уровня позволяют сегментировать сеть передачи данных на отдельные изолированные подсети.

В программном эмуляторе Cisco Packet Tracer реализованы следующие сетевые сервисы виртуальных серверов.

Сервис DNS (англ. Domain Name System – система доменных имён) – это система (база данных), способная по запросу, содержащему доменное имя хоста (компьютера или другого сетевого устройства), сообщить его IP адрес. Каждый компьютер в TCP/IP сетях передачи данных имеет свой уникальный адрес – это ряд цифр формата ХХХ.ХХХ.ХХХ.ХХХ (где ХХХ – число от 0 до 255). Запомнить ip-адрес хоста достаточно сложно, гораздо проще запомнить символьное наименование того или иного элемента сети, ассоциированное с его IP адресом, например, www.mail.ru, www.rambler.ru и т.д.

Сервис HTTP (сокр. от англ. HyperText Transfer Protocol - «протокол передачи гипертекста») - протокол прикладного уровня передачи данных (изначально - в виде гипертекстовых документов). Основой HTTP является технология «клиент-сервер», то есть предполагается существование потребителей (клиентов), которые инициируют соединение и посылают запрос, и поставщиков (серверов), которые ожидают соединения для получения запроса, производят необходимые действия и возвращают обратно сообщение с результатом.

Основным объектом манипуляции в HTTP является ресурс, на который указывает URI(англ. Uniform Resource Identifier) в запросе клиента. Обычно такими ресурсами являются хранящиеся на сервере файлы, но ими могут быть логические или абстрактные объекты. Особенностью протокола HTTP является возможность указать в запросе и ответе способ представления одного и того же ресурса по различным параметрам: формату, кодировке, языку и т.д. Именно благодаря возможности указания способа кодирования сообщения клиент и сервер могут обмениваться двоичными данными, хотя данный протокол является текстовым. Протокол HTTP по умолчанию реализован по TCP-порту 80, в случае необходимости номер порта можно изменить.

Сервис HTTPS (HyperText Transfer Protocol Secure) - расширение протокола HTTP, поддерживающее шифрование. Данные, передаваемые по протоколу HTTPS, «упаковываются» в криптографический протокол SSL или TLS, тем самым обеспечивается защита данных. В отличие от HTTP, для HTTPS по умолчанию используется TCP-порт 443.

Электронная почта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) - технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Для отправки почты от пользователей к серверам и между серверами для дальнейшей пересылки получателю используется протокол SMTP (TCP-порт 25). Для приема почты почтовый клиент использует протокол POP3 (TCP-порт 110) или IMAP (TCP-порт 143).

Сервис FTP (англ. File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - протокол, предназначенный для передачи файлов в сетях передачи данных. Протокол FTP позволяет подключаться к серверам FTP, просматривать содержимое каталогов и загружать файлы с сервера или на сервер; кроме того, возможен режим передачи файлов между серверами.

Рассмотрим особенности настройки указанных сетевых сервисов в программном эмуляторе Cisco Packet Tracer.

На сервере Server0 сконфигурируем DNS-сервер. Для этого необходимо зайти во вкладку «Config», на левой панели выбрать вкладку «Services» ® «DNS». Далее выбираем тип записи «A Record», в поле «Name» вписываем имя (символьный адрес) хоста, в поле «Address» – IP-адрес хоста и нажимаем кнопку «Add». Запись добавится в таблицу (Рис. 2.4).

При необходимости записи таблицы можно редактировать и удалять. Для этого нужно выбрать соответствующую запись таблицы, внести необходимые изменения и нажать кнопку «Save» для сохранения изменений или кнопку «Remove» для удаления строки из таблицы.

Рис. 2.4. Интерфейс настройка DNS-сервера

После настройки DNS-сервера в конфигурации компьютеров в поле «DNS Server» необходимо внести IP-адрес, присвоенный Server0.

Аналогично настроим сервис HTTP. На сервере Server0 необходимо зайти во вкладку «Config», на левой панели выбрать вкладку «Services» ® «HTTP», включить «HTTP».

В текстовом поле показан HTML-код страницы, которая будет отображаться в браузере. Код страницы можно изменить, используя HTTP теги. На рисунке 2.5 показан измененный HTML-код страницы index.html. Здесь изменен цвет текста «Cisco Packet Tracer» и текст заголовка.

Рис. 2.5. Настройка HTTP сервера

Чтобы проверить работоспособность DNS-сервера и сервера HTTP , необходимо во вкладке «Desktop» компьютера запустить «Web Browser» и в адресную строку ввести имя хоста. В случае правильной настройки откроется HTML-страница (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Окно эмуляции Web браузера

Настроим на Server0 почтовый сервер. Для этого необходимо зайти во вкладку «Config», на левой панели выбрать вкладку «Services» ® «EMAIL». Включить «SMTP Service» и «POP3 Service». Прописать доменное имя и нажать кнопку «Set». Добавить пользователей (Рис. 2.7).

Рис. 2.7. Настройка почтового сервера

После настройки сервера необходимо настроить почтовый клиент на ПК. Во вкладке «Desktop» выбираем «E Mail». Откроется окно конфигурации почтового клиента. В последующем его можно будет вызвать нажатием кнопки «Configure Mail» в окне клиента.

В окне конфигурирования почтового клиента в блоке «User Information» вводится имя автора писем и почтовый адрес вида имя_пользователя@имя_домена , в блоке «Server Information» указывается символьное имя или IP адрес почтового сервера, в блоке «Logon Information» указываются имя пользователя и пароль пользователя, зарегистрированного на почтовом сервере (Рис. 2.8). После этого следует нажать кнопку «Save», в результате чего откроется «Mail Browser» – главное окно почтового клиента.

Рис. 2.8. Настройка почтового клиента

Чтобы написать письмо, нажимаем кнопку «Compose», заполняем текстовые поля и отправляем письмо (Рис. 2.9).

Рис. 2.9. Отправка электронного письма

Чтобы проверить, пришло ли письмо адресату, нужно зайти в почтовый клиент на ПК адресата и нажать кнопку «Receive». Мы увидим, есть ли письма для данного адресата. В текстовом поле под списком входящих писем отображается содержание выделенного письма (Рис. 2.10).

Чтобы ответить на какое-то из водящих писем, необходимо выделить его и нажать кнопку «Reply».

Рис. 2.10. Полученное электронное письмо

Настроим на Server0 FTP сервис. Для этого необходимо зайти во вкладку «Config», на левой панели выбрать вкладку «Services» ® «FTP». Включить «FTP Service». Добавить пользователя для доступа к FTP-ресурсу. Для этого необходимо в полях «UserName» и «Password» прописать имя пользователя и пароль, назначить права доступа (Write, Read, Delete, Rename, List) и нажать кнопку «+» для добавления (Рис. 2.11). В таблице «File» содержится список файлов, доступных пользователям.

Рис. 2.11. Настройка FTP-сервера

Чтобы зайти на сервер FTP, необходимо в командной строке одного из ПК ввести команду ftp имя_хоста (символьное имя или IP адрес). Перед нами появится запрос имени пользователя. Если введено имя пользователя, зарегистрированного на FTP-сервере, то появится запрос пароля. Если пароль введён верно, то мы подключились (Рис. 2.12).

Рис. 2.12. Подключение к FTP-серверу

При помощи команды dir можно просмотреть список файлов, которые хранятся на сервере. Также можно скачать файл с сервера при помощи команды get имя_файла . Команда put имя_файла позволяет загрузить файл на FTP сервер.

Задание к лабораторной работе:

1. В программном эмуляторе Cisco Packet Tracer собрать модель сети по схеме, изображенной на рис. 2.1;

2. Настроить устройства через терминальное подключение с PC1 согласно вариантам;

3. Подключиться к маршрутизатору по протоколу telnet.

4. Настроить сетевые сервисы DNS, HTTP, EMAIL, FTP.

5. Проверить доступность сетевых узлов с использованием утилиты ping .

6. Проверить работу установленных сервисов сервера.

Варианты заданий:

Имя хоста

NetA NetB
1 172.16.1.х/24 172.16.2.х/24 myHost.ru
2 192.168.1.х/28 192.168.2.х/30 Cisco.lab
3 172.12.1.х/24 172.12.2.х/24 MySecondLab
4 192.168.1.х/24 172.12.1.х/24 Lab2.ib
5 192.168.1.х/28 192.168.5.х/24 Ib4.astu
6 192.168.1.х/24 192.168.21.х/28 Host.name

Контрольные вопросы:

1. Общие сведения о линейке продуктов Cisco.

2. Понятие коммутатора. На каком уровне модели OSI работает коммутатор?

3. Понятие маршрутизатора. На каком уровне модели OSI работает маршрутизатор?

4. Понятие шлюза, брандмауэра.

5. Сервис DNS, типы DNS-записей.

6. Сервис HTTP, общие понятия.

7. Понятие электронной почты, протоколы SMTP, POP3 и IMAP.

8. Протокол обмена файлами FTP, основные понятия и команды FTP.

9. Протокол Telnet, основные понятия.

Лабораторная работа №3

Повсеместное создание компьютерных сетей обуславливает резкое развитие в сфере передачи информации. Компьютерные сети создаются для обеспечения пользователей удалённым доступом к ресурсам сети. Поэтому фактически все компании, имеющие более одного компьютера, объединяют их в локальные сети. Очень принципиально, чтобы сеть компании работала бесперебойно, была надёжной, как можно лучше справлялась с обработкой информации, циркулирующей между сотрудниками компании, и позволяла принимать им значимые и оптимальные решения.

Для решения данных задач разрабатывается сетевое оборудование: разные маршрутизаторы, коммутаторы различных уровней и т.д. Компания Cisco Systems считается безусловным фаворитом на рынке сетевого оборудования (занимает около 70% рынка) и предлагает модели от простых маршрутизаторов для небольшого офиса до мультигигабитных устройств, размещаемых в ядре Интернета .

Учитывая это, широкое распространение сетевого оборудования под управлением Cisco IOS, а так же высокую стоимость данного оборудования, появляется необходимость в применении программных эмуляторов сетевого оборудования Cisco для создания и администрирования моделей сетей.

С целью полного понимания информационных и коммуникационных технологий компанией Cisco был разработан программный эмулятор Cisco Packet Tracer (рисунок 1).

Cisco Packet Tracer – это мощный программный эмулятор, который дает возможность пользователям моделировать сети, организовывая их с практически безграничным количеством устройств, находить применение оборудования и налаживать его под определенные задачи той или иной среды. Программа дает возможность вырабатыванию качеств скорости принятия решения, креативного подхода и критического мышления . Настраивать конфигурацию и устранять неполадки сетей с применением виртуального оборудования и имитацией соединения можно в одиночку. Главное преимущество Cisco Packet Tracer ‒ бесплатность данного продукта.

Cisco Packet Tracer предоставляет пользователям понятную интерактивную среду обучения. Пользователи могут собственными руками создать свою виртуальную «сеть миров» с целью исследования, экспериментирования и понимания сетевых механизмов и технологий сетей.

Программа Cisco Packet Tracer обладает следующими возможностями и особенностями:

    Позволяет моделировать топологии сетей практически любого размера ;

    Доступен режим симуляции;

    Моделирование сети в режиме реального времени;

    Интуитивно понятный интерфейс;

    Мультиязычность;

    Большое количество различного оборудования.

Cisco Packet Tracer имеет две рабочие области: логическую и физическую. Логическая область позволяет создавать и управлять логическими топологиями сетей. Физическая область визуализирует логическую топологию, давая понятие о размахах и трудоустройствах оборудования, таких как маршрутизаторы, коммутаторы, хосты, которые станут работать в настоящей среде. Физическое пространство также дает представление сети, в том числе нескольких городов, зданий, построек, монтажных шкафов .

Режимы Cisco Packet Tracer предусматривают работы по визуализации поведения сети в реальном режиме времени и имитации. Все операции с сетью проходят в режиме реального времени. В имитационном режиме пользователь имеет возможность видеть и контролировать временные интервалы, внутреннее устройство передачи данных, распределение данных по сети.

Рис. 1. Интерфейс Cisco Packet Tracer

Cisco Packet Tracer поддерживает последующие протоколы:

    На прикладном уровне: FTP, SMTP, Telnet, AAA, SNMP, SSH, DNS, DNCP, HTTP, POP3, ISRVOIP, NTP;

    На транспортом уровне: TCpand, TCP, UDP, NagleAlgorithm & IPFragmentation, RTP;

    На сетевом: IPv6, IPv4, ICMP, ICMPv6, BGP, RIPv1/v2/ng, Multi-AreaOSPF, EIGRP, StaticRouting, Route Redistribution, Multilayer Switching, L3 QoS, NAT, CBAL, GREVPN, IPSecVPN.

GNS3 ‒ это независимый бесплатный программный эмулятор маршрутизаторов Cisco. GNS3 поддерживается в большинстве операционных систем Linux, Windows и Mac OS X, при этом данный программный эмулятор даёт возможность эмулировать аппаратную часть маршрутизаторов Cisco, для этого он загружает и использует реальный образ операционной системы Cisco IOS.

GNS3 это идеальная утилита для подготовки сетевых инженеров, администраторов и людей, которые готовятся к сертификации CCNA, CCNP, CCIP или CCIE. Он позволяет поэкспериментировать с различными версиями Cisco IOS, а также проверить свои конфигурации перед использованием на реальном оборудовании.

К нему можно подключать виртуальные машины VirtualBox или VMware Workstation и создавать достаточно сложные схемы, при желании можно пойти дальше и выпустить его в реальную сеть.

GNS3 является бесплатным продуктом, находится в свободном доступе и не имеет каких-либо ограничений по использованию (рисунок 2).

Но при всем при этом имеются недостатки:

    Количество платформ строго ограничено: запустить можно только те шасси, которые предусмотрены разработчиками dynamips.

    Запустить ios 15 версии возможно только на платформе 7200.

    При использовании большого количества устройств гарантированно будет наблюдаться снижение производительности.


Рис. 2. Интерфейс GNS3

Boson NetSim – это программный эмулятор, предназначенный для моделирования работы сетевых устройств Cisco (рисунок 3).

Компания Boson обеспечивает данный продукт очень развитой поддержкой, поэтому компания Cisco Systems рекомендует этот продукт для подготовки к сертификационным экзаменам Cisco. С этой целью программный эмулятор Boson NetSim поставляется в одной из 3 версий: , и .

Главный недостаток данного продукта ‒ это его дорогая себестоимость. Цена составляет 99$, цена 159$ и 299$ составляет цена .


Рис. 3. Интерфейс Boson NetSim

Cisco IOU – это эмулятор сети, разработанный компанией Cisco Systems, который позволяет моделировать сети из оборудования Cisco (рисунок 4). Основные достоинства Cisco IOU: полноценная поддержка L2 и L3 коммутаторов, достаточно низкие системные требования .


Рис. 4. Интерфейс Cisco IOU

К сожалению, Cisco IOU официально не распространяется никак. Данный продукт создан исключительно для сотрудников Cisco Systems.

В результате данного исследования были рассмотрены основные программные эмуляторы, предоставляющие пользователям возможность моделировать сети, организовывая их с практически бесконечным количеством устройств. Практическим результатом исследования является развертывание проводной сети на рассматриваемых эмуляторах, и, при успешном результате ‒ создание аналогичного соединения уже на реальном оборудовании.

Посмотрело: 65204

7

Что такое GNS3?

GNS3 - это графический симулятор сети, который позволяет смоделировать виртуальную сеть из маршрутизаторов и виртуальных машин. Незаменимый инструмент для обучения и тестов. Работает практически на всех платформах. Отлично подходит для создания стендов на десктоп машинах.
В зависимости от аппаратной платформы, на которой будет использоваться GNS3, возможно построение комплексных проектов, состоящих из маршрутизаторов Cisco, Cisco ASA, Juniper, а также серверов под управлением сетевых операционных систем.

При отсутствии возможности получить доступ к реальному оборудованию, GNS3 станет практически полноценной лабораторией. Кроме того, лабораторные работы выполняемые в GNS3, могут стать дополнением к занятиям в реальной лаборатории студентам готовящимся к сертификационным экзаменам CCNA/CCNP и CCIE
Единственным недостатком данного программного обеспечения является отсутствие возможности полноценной симуляции коммутаторов второго уровня Cisco. Этот недостаток не будет исправлен в новых версиях, так как его причиной является кардинальное различие в аппаратной платформе маршрутизаторов и свитчей Cisco. В некоторых случаях данный недостаток получается обойти при помощи сетевого модуля NM-16ESW. К сожалению, листинг команд немного отличается в случае использования NM-16ESW и реальных свитчей Cisco, но вполне подходит для обучения.
В состав GNS3 не входят образы IOS/IPS/PIX/ASA/JunOS, так как они являются частью коммерческих продуктов соответствующих компаний, и никакого прямого отношения к проекту GNS3 не имеют. На данный момент это уже не является проблемой, так как найти необходимый образ уже не составляет труда.

Одной из самых интересных особенностей GNS3 является возможность соединения проектируемой топологии с реальной сетью. Это дает просто уникальную возможность проверить на практике какой-либо проект, без использования реального оборудования. Использование WireShark позволяет провести мониторинг трафика внутри проектируемой топологии, что дает дополнительную информацию для понимания изучаемых технологий.
А самое главное, GNS3 абсолютно бесплатен. Это открытое программное обеспечение, и любой желающий может скачать его с . На данный момент есть версии для Linux, MS Windows XP и Windows 7, а также для MacOS.

GNS или IOU?

Кроме GNS существует другой симулятор - IOU - IOS on UNIX. GNS или IOU? IOU или GNS? Начнём с IOU, потому что его мы использовать пока не будем.
Как видно из названия - ставится поверх UNIX. Раньше это был только Solaris, теперь же поддерживается и Linux.
Самые существенные его плюсы:
  • Практически полноценная поддержка как L3, так и L2. Этот эмулятор используется при сдаче лабораторных экзаменов CCIE.
  • Низкие требования к ресурсам ПК. Точнее к CPU. Памяти тоже надо немало.
  • Нет ограничений по платам и интерфейсам. В настройках вы просто указываете сколько и чего вы хотите.

Минусы:

  • Самое главное - это проприетарный софт, который официально не распространяется вообще никак. В торрентах существуют образы L2IOU, L3IOU, но это незаконно.
    На сайте cisco.com одно время было написано:

    Cisco IOS on Unix is a tool intended for internal use only. Distribution of IOU images to customers or external persons, or discussion of IOU with customers or external persons, is prohibited. Don’t do it or we’ll have to come and kill you.

  • установка и настройка IOU не отличается простотой. Нужно обладать недюжим спокойствием и кое-каким опытом работы в никсах, чтобы разобраться с топологиями, файлами настройки и сохранением конфигурации устройств.
  • Скудный графический интерфейс. Позволяет только посмотреть получившуюся топологию. Создание топологии - только через текстовый набор строк описывающие линки и устройства. В общем нужно привыкнуть.
Но это реально годная утилита для беспринципных тру ИТшников. Если вам нужна лаба из 20+ устройств или надо поработать с QinQ, Rapid PVST (и прочие L2-технологии) или хочется всерьёз заняться Tshoot, или подготовкой к CCIE то это для вас.
В следующей статье мы расскажем как работать с IOU и приведем пример подготовки стенда CCIE RS в домашних условиях.

Первоначальная настройка GNS3. Добавление образа Cisco IOS

Самым важным достоинством GNS3 является простота и удобство при создании проектов для выполнения лабораторных работ. Установленная программа требует минимум первоначальных настроек которые делаются за пару минут.
Полагаем, что образы у вас уже есть. Добавим их. Открываем пункт меню программы Edit -> IOS images and hypervisors.

В открывшемся окне необходимо указать путь к файлу образа Cisco IOS

Как только будет выбран файл образа, автоматически будет выбрана платформа для которой это образ предназначен и, в некоторых случаях, станет доступным выпадающий список с перечнем доступных моделей. Также будет установлено минимально рекомендуемое количество RAM.

В большинстве случаев на этом этапе можно сначала нажать Save, а затем Close, и приступать к созданию нового проекта с использованием маршрутизаторов указанной ранее платформы.

В некоторых случаях GNS3 не распознает платформу, модель и необходимое количество RAM для выбранного образа Cisco IOS. В таком случае придется все вышеперечисленные параметры указывать самостоятельно.
Обратите внимание на поле IDLE PC. Пока не трогаем.
После того как все необходимые параметры будут указаны, необходимо не забыть нажать в кнопку Save. Выбранный образ появится в списке доступных образов для построения проекта.

Перетаскиваем маршрутизатор на рабочую площадку. Естественно, берём ту модель, для которой есть образ. Ошибок быть не должно.

Нажимаем сверху на зеленую кнопку "Запуск". Обратите внимание на то, как возросла нагрузка на CPU. Один роутер грузит на 100% одно ядро CPU. Если у вас, например, Dual Core CPU (т.е 4 треда), то общая загрузка будет на уровне 25%. Теперь волнение нужно успокоить.
Для этого выбираем в контекстном меню Idle PC. Именно этот механизм позволяет оптимизировать использование ресурсов процессора. ПК вычисляет несколько значений и предлагает вам целый их список. Рекомендуется выбирать значения со знаком *. Как только они применяются, загрузка CPU падает до нуля. Если вдруг не получилось, итерируем до тех пор, пока не достигнем желаемого. Теперь при следующем запуске после загрузки IOS GNS не должен отжирать всё процессорное время.

Всё готово для подключения. У GNS есть стандартные средства для этого. В контекстном меню выбираем Console. По умолчанию GNS использует приложение Putty, но можно указать любое свое, например SecureCRT в настройках. Достаточно указать полный путь в файлу терминальной программы.

Здравствуйте! Сегодня я хочу поведать об одном интересном инструменте сетевого инженера как UNL. Это целая среда эмуляции и визуального проектирования сетей, позволяющая использовать как Cisco-образы (эмулятор Dynamips), так и Juniper или QEMU компоненты. Список поддерживаемого оборудования достаточно обширен, что мне показалось полезным, так это l2 коммутаторы, потому как в настоящее время я изучаю STP и его вариации, а Cisco Packet Tracer и GNS3 мягко говоря не справляются с этой задачей.

Кстати, если кого-то ещё заинтересует, нашёл местечко, где можно оптом заказать много различных технических приблуд, в том числе аккумуляторы, батареи, гарнитуры.

Ну чтож, начнём настраивать нашу виртуальную лабораторию по шагам:

  1. Скачиваем образ виртуальной машины (я выбрал пункт Google Drive);
  2. Скачиваем VMWare Player (бесплатный);
  3. Открываем образ виртуальной машины в VMWare Player-е. При этом лучше зайти в настройки и добавить (по возможности) оперативной памяти, ядер процессора и отметить галочками режим виртуализации:
  4. Нам понадобятся образы так называемых IOL (IOS on Linux), которые можно взять (341 Мб). Есть и L2 и L3 устройства.
  5. Так же нам потребуется программа для закачки файлов по защищённому протоколу.
  6. Запускаем виртуалку, залогиниваемся root:unl . Видим приглашение http://192.168.241.129/ в консоли.

    У вас IP адрес может отличаться.

  7. Открываем в браузере этот IP и увидим веб-интерфейс. Залогиниться можно под учётными данными admin:unl
  8. При помощи WinSCP закачиваем на сервер (создаём подключение по scp с учётными данными root:unl на ip)

    Подключаемся и переходим в каталог /opt/unetlab/addons/iol/bin , туда и закачиваем bin-образы наших IOL. Туда же нужно поместить файл iourc следующего содержания:

    Если вдруг по каким-то причинам образы не смогут запуститься, например изменилось имя хоста или ещё что, можно воспользоваться кейгеном (в архиве из шага 4), ./scripts/keygen.py. Скопируйте его в виртуальную машину и запустите так (разумеется указав правильный путь):
    # python /path/to/keygen.py
    Так же стоит добавить в файл /etc/hosts следующую строку:
    127.0.0.0 xml.cisco.com

  9. Настроим права доступа командой:
    /opt/unetlab/wrappers/unl_wrapper -a fixpermissions
  10. Теперь убедимся, что всё работает корректно:
    # cd /opt/unetlab/addons/iol/bin
    # touch NETMAP
    # LD_LIBRARY_PATH=/opt/unetlab/addons/iol/lib /opt/unetlab/addons/iol/bin/i86bi-linux-l2-ipbasek9-15.1e.bin 1

    Останавливаем коммутатор и идём дальше.

  11. Теперь будем работать в веб-интерфейсе. Если у нас получился 10 шаг, то дальше не должно возникнуть сложностей. Залогиниваемся, в верхнем меню выбираем LABS. В разделе Actions выбираем Add a new lab

    Вводим данные, имя лабораторной работы, версию, при желании можно указать автора.


    Добавляем активные устройства (Nodes). Здесь огромный выбор и коммутаторов и маршрутизаторов разных вендоров. Мы закачали пока что только IOL.


    Поэтому добавлять будем IOL. Сразу 3 штуки, сменим иконку и уберём Serial интерфейсы.

    Для соединения нам понадобятся линии связи. Здесь это называется Networks. Добавим три сети


    Теперь правой кнопкой мыши кликнем на ноде и выберем пункт Interfaces.

    Здесь выберем соответствующие сети на каждый интерфейс


    Вот какая топология получилась


    Откроем лабу для запуска


    Запустим все ноды


    Попадём в консоль к устройству. Кстати, если под нодой иконка треугольничка, значит нода запущена, если квадрат – значит остановлена.


    Чтобы было легче прителнечиваться к устройствам, можно воспользоваться правкой ассоциаций протоколов. Файл реестра:
    Windows Registry Editor Version 5.00


    @="URL:Telnet Protocol"
    "EditFlags"=dword:00000002
    "FriendlyTypeName"="@ieframe.dll,-907"
    "URL Protocol"=""
    "BrowserFlags"=dword:00000008


    @="c:\\putty.exe,0"


    @=""


    @="\"c:\\putty.exe\" %1"

    Сохраняем файл как 1.reg и импортируем в реестр.

  12. Проверяем работу тех протоколов, которые не доступны в CPT и GNS:
    Ха-ха! Работает! На правом верхнем снимке видны все изменения STP. В Cisco Packet Tracer вообще нет команды debug spanning-tree events , а в GNS3 не удалось запустить L2 свитч, а etherswitch router у меня не захотел работать так, чтобы отладочные сообщения отображались

Друзья! Вступайте в нашу

Понравилось? Лайкни нас на Facebook